Талантливому советскому и российскому актеру театра и кино Евгению Евстигнееву были подвластны любые роли. Блестяще играл он и драматических, и комедийных героев, положительных и отрицательных персонажей.
С поразительной чувствительностью подмечал изюминки их характеров и воплощал в образ. Но каких бы замечательных людей или отъявленных негодяев ни играл Евгений Евстигнеев, их отличает внутренняя интеллигентность, благородство, свои жизненные принципы.
Дебют на большом экране состоялся в 1957 году. Он сыграл капитана Петерсона из мелодрамы «Поединок», человека загадочного и неординарного.
Дважды появляется он в кадре: впервые – на балу, когда поручик Ромашов объясняется в любви его жене, и в сцене офицерского суда, когда Петерсон зачитывает приговор поручику. И если на балу мы видим Петерсона с лицемерной улыбочкой, то в последнем эпизоде – хладнокровного вояку, в душе вынашивающего планы мести тому, кто наставил ему рога.
Дважды появляется он в кадре: впервые – на балу, когда поручик Ромашов объясняется в любви его жене, и в сцене офицерского суда, когда Петерсон зачитывает приговор поручику. И если на балу мы видим Петерсона с лицемерной улыбочкой, то в последнем эпизоде – хладнокровного вояку, в душе вынашивающего планы мести тому, кто наставил ему рога.
По-настоящему прославила Евстигнеева детская кинокомедия «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» (1964), где он сыграл директора пионерского лагеря Дынина, человека строгого, ответственного, беспокоящегося за своих воспитанников, с одной стороны, а с другой – начальника, которому некогда присмотреться к ребячьим проблемам. «Я же хотел как лучше, чтоб дети отдыхали, поправлялись, чтоб дисциплина была...»
В кинокомедии «Берегись автомобиля» (1966) Евстигнеев предстал в роли режиссера народного театра своего тезки по имени-отчеству. Актер показал типичного советского худрука, помешанного на футболе, убежденного в нравственной силе физического труда: «Насколько Ермолова играла бы лучше вечером, если бы она днем, понимаете ли, работала у шлифовального станка». В эту фразу Евгений Александрович вложил и долю сарказма:
В кинокомедии «Старики-разбойники» (1971) актер предстал в образе инженера Валентина Петровича Воробьева, потенциального пенсионера, который участвует в прелюбопытнейшей авантюре.
Незабываем в исполнении Евгения Александровича профессор Вернер Плейшнер из сериала «Семнадцать мгновений весны» (1973). Актер почти не произносит фраз, но как убедительны его мимика и жесты: детская улыбка, чудная походка, подергивания руками выдают человека неуверенного в себе, а оттого рассеянного и невнимательного.
Потрясающий Звездочет из детского музыкального фильма «Про Красную Шапочку» (1977) — не просто добрый волшебник, но еще и рыцарь прекрасной дамы (бабушки)
В культовом фильме о жизни людей в советскую эпоху «По семейным обстоятельствам» (1977) Евгений Александрович сыграл художника Николая, сначала великовозрастного маменькина сынка, а потом, случайно влюбившись, перебрался в разряд подкаблучников. А в целом это очень положительный персонаж, тихий, неконфликтный, по-своему яркий.
Настоящим франтом выглядит его герой из телесериала «Место встречи изменить нельзя» (1979). В этом фильме Евгений Евстигнеев сыграл вора Ручечника –Петра Ручникова. Его место работы – театр: приходил с дамой в одном наряде, уходили – в другом. Красиво! Какая уверенность – и никакого нахальства, чистое благородство и интеллигентность.
С другой стороны раскрывается артист в фильме «Мы из джаза» (1983). Здесь он сыграл «Папу», увлеченного джазом:
В том же ключе исполнена роль Алексея Ивановича Беглова из фильма «Зимний вечер в Гаграх» (1985). Его герой в прошлом был королем эстрады, отбивая чечетку, а сегодня его советы практически никому не нужны. Его стесняется собственная дочь, которая когда-то работала в паре с ним. Единственным светлым пятном в жизни Беглов считает вечер в Гаграх, где он выступал с дочкой.
Запомнился Евгений Александрович и в роли канцлера Алексея Петровича Бестужева из приключенческого исторического фильма «Гардемарины, вперед!» (1988). Его герой – честолюбивый политик, циничный, мстительный и коварный, острый на язык. Фразы, сказанные им: «Какой молодец: врет, не краснеет. Люблю таких», «Эх, молодость – пора нехитрых желаний», «Пьяный проспится, дурак – никогда», «Вот тебе Россия! Вот тебе моя жизнь!» – стали крылатыми.
Но самый потрясающий образ воссоздан им в комедии «Собачье сердце» (1988). Евгений Евстигнеев так воплотился в профессора Преображенского, что передал нам не только его мысли, но и показал, как выглядел русский интеллигент начала ХХ века. Его меткие фразы запоминаются сразу и дают пищу для ума: «Если вы заботитесь о пищеварении, никогда не читайте перед обедом советских газет», «Вы стоите на самой низшей ступени развития... вы еще только формирующееся... в умственном развитии существо... и вы в присутствии... людей с... образованием позволяете себе с развязанностью совершенно невыносимой подавать какие-то советы космического масштаба и космической же глупости... Кстати... вам нужно молчать и слушать, что вам говорят.
Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества». А его размышления по поводу понятия «разруха» вообще следует почаще читать людям, стоящим у власти:
Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом социального общества». А его размышления по поводу понятия «разруха» вообще следует почаще читать людям, стоящим у власти:
В сериале «Ночные забавы» (1991) Евгений Евстигнеев предстал в образе музыканта Александра Григорьевича Андрющенко. Его герой – немолодой саксофонист, виртуоз и балагур, дамский угодник, склонный к авантюрам.
Последний фильм с участием Евгения Александровича был закончен после его смерти. Это картина «Ермак» (1996). В этом историческом сериале актер предстал в образе царя всея Руси Ивана Грозного. И здесь он сыграл блестяще. Его герой и величествен, и коварен, и прозорлив.
Показать все
Показать ещё (из _)